Как разобраться в опциях автомобиля?
Кaжeтся, рынoк дaвнo oтучил нaс oт «сoвкoвoй» фoрмулы «Бeри чтo дaют». Пoчeму жe мы дo сиx пoр уeзжaeм из aвтoсaлoнa нe сoвсeм нa тoм, чтo сoбирaлись купить?Пoкупкa aвтoмoбиля — дeлo oтвeтствeннoe, и для мнoгиx oбoрaчивaeтся стрeссoм. Xoчeтся нe прoстo oтдaть нeмaлую сумму, a пoлучить мaшину, кoтoрaя мaксимaльнo сooтвeтствуeт твoим пoтрeбнoстям. При этoм жeлaтeльнo нe пeрeплaтить. A вeдь имeннo к пoслeднeму стимулируют длинныe списки oпций, сoбрaнныx в пaкeты для пущeй выгoды и нeрaзбeриxи. И мeнeджeры, дoxoд кoтoрыx нaпрямую зaвисит oт умeния убeдить в прeимущeствax дoрoгoй кoмплeктaции.Впрoчeм, сaми пoнятия дoрoгoвизны и цeлeсooбрaзнoсти сильнo рaзнятся в зaвисимoсти oт клaссa приoбрeтaeмoгo aвтoмoбиля.Рoскoшь экoнoм-клaссa«Джeнтльмeнский набор» приличного современного автомобиля, даже бюджетного, таков: антиблокировочная система тормозов, кондиционер, регулировка руля как минимум в одном направлении хотя бы одна подушка безопасности. Кое-кто из числа особо бережливых согласен обходиться и без этого. Мол, зачем в России кондиционер, жары от силы пару недель. Водители старой закалки и «спортсмены» даже сетуют на АБС: только мешает эффективно тормозить. Можно сказать, что автопроизводители относятся с вниманием к подобным запросам.Минимальные цены, фигурирующие в рекламе, относятся именно к «пустым» комплектациям, но «пустота» эта может быть разной.У Renault Logan, общепризнанного эталона бюджетности, в начальном исполнении из всех перечисленных удобств имеется лишь одинокий «айрбег». У базового Ford Focus подушки уже две, хотя за кондиционер и здесь приходится доплачивать.За коврики придется доплатить!Для неискушенных покупателей настоящим шоком становится необходимость доплаты за такие элементарные вещи, как коврики на пол. Это обычные резиновые корытца, а денег за них просят как за хорошие текстильные ковры. Со стоимостью машины несопоставимо, но осадочек, как говорится, остается. Чаще этим грешат западные бренды. Так что прежде чем обвинять корейцев в завышении цен до уровня более именитых коллег, стоит сравнить стартовые комплектации. Kia cee'd за те же деньги, что Ford Focus или Opel Astra будет оборудована пусть немного, но богаче. И за окраску металлик дополнительных денег не попросят.Есть у такого подхода и обратная сторона — меньшая гибкость. Комплектации просчитаны так, чтобы заставить вас заплатить побольше.Возьмем Kia cee'd с 1,4-литровым двигателем мощностью 100 л. с. Он более выгоден, чем 1,6-литровый 130-сильный агрегат, как в плане экономичности, так и по сумме транспортного налога. Удачный выбор, если «вам не гонять». Но младший мотор можно получить исключительно в начальном исполнении: с механической коробкой стальными колесными дисками без подогрева сидений без задних электростеклоподъемников и даже без противотуманных фар! А кому необходима система стабилизации, вынужден брать «в нагрузку» датчики дождя и света, парктроник и даже кнопку запуска двигателя со всеми вытекающими последствиями в виде высокой цены. У «Форда», «Опеля» и им подобных тоже есть некоторые ограничения, но свобода выбора больше.Комфорт и безопасностьКогда человек «вырастает» из малолитражек и «гольф-класса», он, как правило, идет одной из двух проторенных дорог. Выбирает либо кроссовер или внедорожник, либо солидный седан. Речь, разумеется, не о Renault Duster и Logan.Так и хочется за руль!Когда цена стабильно переваливает за миллион рублей, подходы к оснащению несколько иные. Полный комплект систем безопасности часто предлагается «по умолчанию». В автомобиле за миллион не обходится без кондиционера или климат-контроля. Муки выбора главным образом касаются элементов комфорта и сервисной электроники. Их немало, это: автопарковщики, навигаторы, системы кругового обзора, интеллектуальное освещение, слежение за дорожной обстановкой Все это может довольно существенно повлиять на цену автомобиля. Но ключевыми опциями в автомобиле за миллион рублей мы считаем более приземленные вещи, как: кожаный салон, электроприводы (зеркал, стекол, сидений) ксеноновые фары, мультимедийная система. Не стоит недооценивать и техническую сторону вопроса. Для автомобиля стоимостью за миллион наличие автоматической трансмиссии — вещь сама собой разумеющаяся. У некоторых моделей «автомату» просто нет альтернативы.Но конструкция автоматической коробки может быть разной. Возьмем хотя бы количество ступеней. От архаичных четырехступенчатых коробок сегодня избавляются даже бюджетные модели, поскольку те не обеспечивают приемлемую скорость и плавность переключений. Пять передач — тоже почти моветон. Шесть — хороший средний уровень, а вот семь — это уже фактически признак респектабельности.Некоторые производители сегодня щеголяют восьми- и девятиступенчатыми «автоматами», и это, судя по всему, не предел.До выбора количества ступеней в коробке автомобильный маркетинг еще не дошел. А вот тип подвески на некоторых дорогих машинах выбрать можно. Например, седан Kia Quoris доступен как с пружинной подвеской, так и с пневматической. «Пневма» обеспечивает более высокую плавность хода и возможность регулировки клиренса.Многие кроссоверы немецких премиум-марок имеют пакеты off road, где и подвеска, и трансмиссия, и электроника «заточены» для бездорожья, пусть и относительного. А Volkswagen подошел к этому вопросу на более бюджетном уровне: модели Volkswagen Tiguan и Skoda Yeti можно приобрести как в «городском» варианте, так и в «загородном». С бамперами особого дизайна, увеличивающими угол въезда, и специальным режимом работы ESP.Выделяться или нет?Выделяться или нет?Для многих, кто приобретает автомобиль не на последние деньги, актуальна тема индивидуализации. Тут дело давно не ограничивается панорамными стеклянными крышами и хромированными колесными дисками.Любопытно, что главными застрельщиками в этом деле выступают не немцы, а французы. Даже не с самыми дорогими моделями. Так, обширная программа индивидуализации с помощью различных элементов экстерьера и интерьера разработана для нового Renault Clio, который в России продается только в «горячей» версии RS.А у «Ситроена» есть для этого целая линейка DS. В ней предусмотрена масса экстравагантных комплектаций вкупе с неординарным дизайном. У многих других брендов и моделей, не только французских, имеются специальные исполнения, позволяющие за сравнительно небольшую доплату выделиться из потока, почувствовать себя не таким, как все.Премиальные «немцы» тоже не чужды этого процесса. Но относятся к нему осторожнее.Для дорогих моделей, само собой, предусмотрен широчайший выбор вариантов внешнего декора и отделки интерьера, но чересчур броских решений здесь обычно избегают.Более того, видна обратная тенденция. Специально для России премиальные марки формируют пакетные комплектации. Mercedes-Benz разработал программу «Особая серия». У BMW есть модели калининградской сборк — разнообразные Special Edition. Смысл одинаков. Автомобили различных моделей заранее комплектуются наиболее актуальными опциями, что позволяет покупателям экономить приличные суммы по сравнению с индивидуальным заказом тех же позиций. Эффективность такого подхода подтверждается существенным ростом российских продаж премиальных моделей на фоне общего спада на авторынке.Однако, если вы точно знаете, какой именно автомобиль вам нужен, и не намерены вносить коррективы в свой вариант, нужно быть готовым к ожиданию. Его срок может составить даже несколько месяцев, в зависимости от популярности той или иной модели и нужной комплектации. Особенно дефицитными часто бывают автомобили в сравнительно скромных и недорогих исполнениях.